Система охлаждения двигателей УМЗ-4215, ЗМЗ-402!
I – с одним отопителем;
II – с двумя отопителями и электронасосом (для фургонов с двумя рядами сидений и
автобусов);
1 – расширительный бачок;
2 – термостат;
3 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
4 – радиатор;
5 – сливная пробка (кран) радиатора;
6 – вентилятор;
7 – ремень привода вентилятора;
8 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости;
9 – насос охлаждающей жидкости;
10 – сливной кран блока цилиндров;
12 – электронасос системы отопления;
11, 13 – кран отопителя;
14 – радиатор дополнительного отопителя;
15, 16 – радиатор основного отопителя;
17 – основной клапан термостата;
18 – байпасный клапан.
I — система отопления с одним отопителем;
II — система отопления с двумя отопителями;
1 — сливной кран системы охлаждения;
2, 3 — краны отопителей;
4 — электронасос системы отопления;
5 — радиатор дополнительного отопителя;
6, 7 — радиаторы отопителей;
8 — блок подогрева впускного трубопровода;
9 — расширительный бачок;
10 — термостат;
11 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
12 — датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости;
13 — радиатор;
14 — сливная пробка радиатора;
15 — вентилятор;
16 — поликлиновой ремень привода вентилятора и насоса;
17 — насос охлаждающей жидкости.
Особенности конструкции
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.
Насос обеспечивает постоянный поток жидкости через рубашку охлаждения блока и
головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат и радиатор,
отдавая тепло окружающему воздуху. Рубашка охлаждения, насос, термостат и
радиатор образуют "большой круг" циркуляции.
В систему охлаждения включены радиатор отопителя кабины, радиатор
дополнительного отопителя (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов), и
электронасос, установленный на отводящем шланге системы отопления (для
автомобилей с двумя рядами сидений и автобусов). Количество жидкости, проходящей
через радиатор отопителя не зависит от термостата и регулируется только краном
отопителя.
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406 в основном аналогична системе охлаждения
двигателя ЗМЗ-402, но имеет отличия заключающиеся в том, что предусмотрен
подогрев впускного трубопровода. Кроме того, на корпусе термостата дополнительно
установлены датчик температурного состояния двигателя и датчик аварийной
температуры охлаждающей жидкости.
Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, размещен в передней части блока
цилиндров с приводом от шкива коленчатого вала поликлиновым или клиновым (для
ЗМЗ-402 и УМЗ-4215) ремнем. Перераспределением потоков жидкости управляет
термостат, с двумя клапанами: основным и байпасным. На холодном двигателе
основной клапан закрыт, и вся жидкость циркулирует по «малому кругу»,
возвращаясь сразу в рубашку охлаждения минуя радиатор. Это ускоряет прогрев
холодного двигателя.
При температуре 80–84°С (78–82°С для ЗМЗ-402 и УМЗ-4215) основной клапан
начинает открываться, пропуская часть жидкости по большому кругу, а байпасный —
закрывается.
При температуре 94°С основной клапан открывается полностью, а байпасный
закрывается и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя.
Вентилятор — с шестилопастной пластмассовой крыльчаткой. Приводится во вращение
от коленчатого вала клиновым или поликлиновым (у ЗМЗ-406) ремнем. Ось
вентилятора у ЗМЗ-402 вращается в двух подшипниках. У двигателей УМЗ-4215
вентилятор имеет подшипник, такой же, как и у насоса. Подшипники установлены в
специальном кронштейне, закрепленном на крышке распределительных шестерен тремя
шпильками. У ЗМЗ-406 крыльчатка вентилятора установлена на шкиве насоса
охлаждающей жидкости. Привод вентилятора двигателя УМЗ имеет натяжной шкив на
отдельном кронштейне.
Радиатор — трубчато-ленточный, с боковыми пластмассовыми бачками. Бачки
соединены с остовом радиатора через резиновую уплотнительную прокладку путем
обжимки опорной пластины по фланцу бачков. На бачках и верхней пластине остова
радиатора имеются кронштейны для крепления радиатора к кузову. На левом по ходу
автомобиля бачке в нижней части имеется пробка или кран для слива охлаждающей
жидкости.
Расширительный бачок — пластмассовый, соединен шлангом с патрубком нижнего бачка
радиатора, трубкой с патрубком термостата и с левым бачком радиатора. На бачке
имеется метка MIN, показывающая нижний допустимый уровень охлаждающей жидкости в
бачке. Расширительный бачок закрыт резьбовой пробкой. Герметичность системы
обеспечивается клапаном в пробке расширительного бачка, который поддерживает
избыточное давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура
кипения жидкости повышается до 115°С и уменьшаются ее потери на испарение).
Клапан открывается при понижении давления в системе (на остывающем двигателе).
На двигателе ЗМЗ-406 с левой стороны а на двигателях УМЗ и ЗМЗ-402 с правой
расположен кран для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров.