Двигатель 402
Особенности технического обслуживания и ремонта двигателя ЗМЗ-402 | Сборка двигателя ЗМЗ-402 |
Замена масла и масляного фильтра | Разборка масляного насоса |
Ремонт двигателя |
1 маховик;
2 монтажная проушина;
3 выпускной коллектор;
4 крышка головки блока цилиндров;
5 впускной трубопровод;
6 шпильки крепления головки блока цилиндров;
7 коромысло клапана;
8 ось коромысел;
9 штуцер системы вентиляции картера;
10 головка блока цилиндров;
11 пружина клапана;
12 маслоотражательный колпачок;
13 направляющая втулка клапана;
14 крышка маслозаливной горловины;
15 клапан;
16 прокладка головки блока цилиндров;
17 насос охлаждающей жидкости;
18 штанга;
19 толкатель;
20 шкив насоса и вентилятора;
21 распределительный вал;
22 ведомая шестерня привода ГРМ;
23 демпфер;
24 резиновая прослойка;
25 шкив коленчатого вала;
26 болт;
27 передняя манжета (сальник) коленчатого вала;
28 ведущая шестерня привода ГРМ;
29 коленчатый вал;
30 поддон картера;
31 поршневой палец;
32 поршень;
33 маслосливная пробка;
34 шатун;
35 маслозаборник;
36 масляный насос;
37 картер;
38 картер сцепления.
Двигатель ЗМЗ-402 карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, четырехтактный с
двумя клапанами на цилиндр и распределительным валом в блоке цилиндров. Порядок
работы цилиндров: 1-2-4-3.
Блок цилиндров литой из алюминиевого сплава, цилиндры вставные чугунные,
уплотненные медными кольцами. Между цилиндрами выполнены протоки для охлаждающей
жидкости.
В передней части двигателя расположен привод клиновым ремнем насоса охлаждающей
жидкости, вентилятора и генератора.
К задней привалочной плоскости блока цилиндров крепится картер сцепления.
Силовой агрегат крепится к раме автомобиля на трех опорах две резиновые
подушки размещены с правой и левой сторон двигателя, а третья опора установлена
под задним картером коробки передач.
Коленчатый вал чугунный, литой вращается в пяти коренных подшипниках
скольжения. Осевое перемещение вала ограничено двумя упорными шайбами.
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, нижней (разъемной) головкой
они соединяются с коленчатым валом через шатунные подшипники скольжения, верхней
головкой с поршневым пальцем. Палец плавающего типа, он свободно
поворачивается в бобышках поршня и в бронзовой втулке верхней головки шатуна.
Осевое перемещение поршневого пальца ограничено двумя стопорными кольцами,
установленными в проточках бобышек поршня.
Поршни литые, из алюминиевого сплава, с двумя компрессионными и одним
маслосъемным кольцами.
Головка блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава, с запрессованными
чугунными седлами и прессованными из порошкового материала направляющими
втулками клапанов. Клапаны приводятся в действие через цилиндрические толкатели,
штанги и коромысла. Каждый клапан снабжен двумя пружинами.
Распределительный вал литой, чугунный, вращается в пяти подшипниках скольжения.
От осевых смещений он удерживается пластиной, входящей в выточку вала и
установленной на передней части двигателя. Привод распределительного вала
косозубыми шестернями, при этом ведомая шестерня для снижения шума выполнена из
текстолита или полиамида. Система охлаждения жидкостная, закрытого типа с
принудительной циркуляцией. Насос охлаждающей жидкости центробежного типа,
приводится от коленчатого вала клиновым ремнем совместно с вентилятором и
генератором. В систему охлаждения встроен термостат.
Система смазки двигателя комбинированная: под давлением смазываются коренные и
шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала, подшипники
валика привода масляного насоса, подшипники коромыcел, верхние концы штанг
толкателей и шестерни привода распределительного вала. Остальные детали
смазываются разбрызгиванием. Масляный насос шестеренчатый, односекционный с
приводом от распределительного вала посредством пары винтовых шестерен. В
систему смазки встроены масляный радиатор и полнопоточный фильтр.
Система вентиляции картера закрытая, принудительная, с отводом картерных газов
через маслоотделитель в систему впуска. Некоторые двигатели оснащены системой
рециркуляции отработавших газов.
Системы охлаждения, питания, зажигания и выпуска отработавших газов подробно
рассмотрены в соответствующих главах.