Двигатель змз-406
Замена масла и масляного фильтра | Снятие и установка гидронатяжителей |
Замена датчиков давления масла | Разборка привода газораспределительного механизма |
Снятие впускного трубопровода | Разборка привода масляного насоса |
Снятие выпускного коллектора | Снятие головки блока цилиндров |
Замена передней манжеты коленчатого вала | Разборка и ремонт головки блока цилиндров |
Замена задней манжеты коленчатого вала | Притирка клапанов |
Замена передних опор двигателя | Разборка двигателя |
Замена распределительных валов | Сборка шатунно-поршневой группы |
Замена гидротолкателей | Сборка двигателя |
1 – поддон картера;
2 – маслозаборник;
3 – масляный насос;
4 – валик привода масляного насоса;
5 – коленчатый вал;
6 – шатун;
7, 9 – ведомая и ведущая шестерни;
8 – крышка привода;
10 – поршневой палец;
11 – поршень;
12 – прокладка головки блока цилиндров;
13 – впускной клапан;
14 – впускной трубопровод;
15 – головка блока цилиндров;
16 – распределительный вал впускных клапанов;
17 – гидротолкатели;
18 – распределительный вал выпускных клапанов;
19 – крышка головки блока цилиндров;
20 – масломерный щуп;
21 – выпускной коллектор;
22 – выпускной клапан;
23 – блок цилиндров;
24 – пробка маслосливная.
Особенности конструкции
Двигатель ЗМЗ-4061 и 4063 карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный,
четырехтактный с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распределительными валами
в головке блока. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2.
Блок цилиндров — чугунный, цилиндры расточены непосредственно в блоке. Между
цилиндрами выполнены протоки для охлаждающей жидкости.
Привод насоса охлаждающей жидкости с вентилятором и генератора поликлиновым
ремнем, расположенным в передней части двигателя.
К задней привалочной плоскости блока цилиндров крепится картер сцепления.
Силовой агрегат крепится к кузову автомобиля на трех опорах — две резиновые
подушки размещены с правой и левой сторон двигателя, третья опора установлена
под задним картером коробки передач.
Коленчатый вал — чугунный, литой, вращается в пяти коренных подшипниках
скольжения. Осевое перемещение вала ограничено четырьмя упорными полукольцами.
Шатуны — стальные, кованые, двутаврового сечения, нижний (разъемной) головкой
они соединяются с коленчатым валом через шатунные подшипники скольжения, верхней
головкой — с поршневым пальцем. Палец плавающего типа, т.е. он свободно
поворачивается в бобышках поршня и в бронзовой втулке верхней головки шатуна.
Осевое перемещение поршневого пальца ограничено двумя стопорными кольцами,
установленными в проточках бобышек поршня.
Поршни — литые, из алюминиевого сплава, с двумя компрессионными и одним
маслосъемным кольцами. При работе поршни охлаждаются струей масла через
отверстия в верхних головках шатунов.
Головка блока цилиндров отлитая из алюминиевого сплава, с запрессованными
чугунными седлами и направляющими втулками клапанов. Клапаны приводятся в
действие через цилиндрические гидротолкатели, поэтому привод клапанов в
регулировке зазоров не нуждается.
Распределительные валы — литые, чугунные, каждый вращается в пяти подшипниках
скольжения. От осевых смещений их удерживают пластмассовые полукольца,
установленные в выточках передних крышек и проточках передних опорных шеек валов.
Привод распределительных валов — цепной, двухступенчатый (через звездочку
промежуточного вала). Натяжение обеих цепей обеспечивается автоматическими
гидравлическими натяжителями, работающими от давления в системе смазки.
Система смазки двигателя — комбинированная: под давлением смазываются коренные и
шатунные подшипники коленчатого вала, поршневые пальцы, опоры распределительных
валов, подшипники промежуточного вала и валика привода масляного насоса,
гидротолкатели и винтовые шестерни.
Остальные детали смазываются разбрызгиванием. Масляный насос — шестеренчатый,
односекционный с приводом от промежуточного вала посредством пары винтовых
шестерен. В систему смазки встроены масляный радиатор и полнопоточный фильтр.
Система вентиляции картера — закрытая, принудительная с отводом картерных газов
через маслоотделитель в систему впуска.
На двигателе установлена система рециркуляции отработавших газов. Она направляет
часть отработавших газов во впускной трубопровод, чем достигается снижение
токсичности.
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией.
Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, приводится от коленчатого вала
поликлиновым ремнем совместно с вентилятором. В систему охлаждения встроен
термостат.